Андрей Гуслецов: «Любительский баскетбол может жить и развиваться за счет средств самих участников»
Руководитель чемпионата МЛБЛ в Санкт-Петербурге и Невской баскетбольной лиги – о фундаментальных основах любительского чемпионата, формировании привлекательного образа лиги, работе со спонсорами и личном опыте организаторской деятельности.
– Андрей, чемпионат МЛБЛ в Санкт-Петербурге является официальным чемпионатом города и право на его проведение принадлежит Федерации баскетбола Санкт-Петербурга. Расскажите, как получилось, что вы начали заниматься его организацией?
– Да, официально чемпионат Санкт-Петербурга проводит федерация, которая со мной как с частным лицом договорилась о том, что его организацией и проведением в этом сезоне занимаюсь я. Учитывая то, что я давно занимаюсь организацией баскетбольных турниров, эта задача показалась мне очень интересной.
– Если сравнивать с другими любительскими лигами Санкт-Петербурга, чемпионат города в этом сезоне очень немногочисленный, всего семь команд. Почему так?
– За последние десять лет, на протяжении которых я внимательно слежу за чемпионатом, он проводился хорошо всего один сезон. В разные годы им занимались разные люди, но проблемы оставались примерно одни и те же. Можно привести простой пример: призы, которые должны быть вручены на финале, в день финала не готовы. Заканчивается финал, и командам говорят, что награждение будет осенью. Более серьезные проблемы – многочисленные нарушения регламента и плохое освещение чемпионата. В регламенте написано одно, на деле происходит другое. Есть команды-любимчики, есть все остальные. Расписание появляется в последний момент – например, расписание на февраль команды узнают в первых числах февраля. Нет видеозаписей и фотографий матчей. Это все отзывы самих команд. Можно разделить ситуацию на две части: объективная реальность и представление команд о том, что происходит в чемпионате. Какой была объективная реальность, я не могу сказать, потому что в предыдущие годы я не участвовал в организации. Но я общаюсь с командами, и они жалуются. Приводят примеры ситуаций, которые им не нравятся. Так постепенно за десять лет из-за комплекса этих проблем чемпионат и растерял своих участников.
– Решением каких вопросов вы занялись в первую очередь, когда приступили к работе?
– Задачей номер один было написать регламент и начать работать строго по этому регламенту. Задача номер два – решить проблему с расписанием. Расписание главного соревнования в городе, самого, между прочим, зрелищного, должно быть готово заранее. Да, на текущий момент это не самый популярный любительский чемпионат Санкт-Петербурга, но до этого сезона он был самым зрелищным, потому что в нем выступало большое количество сильных игроков, и эти игроки были сконцентрированы не в одной команде, а в нескольких. Каждая игра – это настоящее шоу, а на площадке – настоящие профессионалы своего дела. Задача номер три – наладить диалог с участниками. Даже в этом сезоне есть жалобы от команд в мой адрес. И по всем этим жалобам я могу дать развернутый ответ. Если команда обращается ко мне с проблемой, мы разбираемся и решаем ее. Никакая проблема не должна быть замята. В моем представлении в чемпионате не может быть каких-то неразрешимых проблем, которые вдруг обрушиваются на руководство. По крайней мере, я за свою практику таких не встречал. На мой взгляд, это три ключевые задачи, которые нужно было решать в первую очередь.
– Как вы видите дальнейшее развитие чемпионата?
– Все любительские лиги примерно одинаковые, нет какой-то особенной. Идеалом и примером для подражания в мировом баскетболе является Национальная баскетбольная ассоциация. Смотрите, что там делают и пытайтесь повторить у себя. Хотя бы повторить. Больше ничего не надо. На пути к этой вершине в первую очередь необходимо определиться с фундаментальными задачами. Команды должны заранее знать, на каких условиях они играют и сколько это стоит. Мы стартовали в ноябре, а команды до середины октября не знали, какой будет регламент, это недопустимо. Если я продолжу руководить чемпионатом Санкт-Петербурга, обязательным условием будет подготовка к следующему сезону в течение июня-июля, чтобы в конце июля мы уже могли рассказывать командам, что их ждет в следующем сезоне и обсуждать с ними какие-то нюансы. Подготовку нужно вести летом, тогда не будет горячки, не будет авралов. Многие команды участвуют еще в каких-то соревнованиях. Например, некоторые играют параллельно в чемпионате Ленинградской области, такая у них традиция. А чемпионат Санкт-Петербурга для них – статусный турнир, в нем они тоже хотят участвовать. Нетрудно учесть этот момент и организовать все так, чтобы команда могла сыграть и там, и там. Но делать это нужно заранее. Это основной пункт, который на следующий сезон мы должны решить.
Когда фундаментальные вопросы решены, можно двигаться дальше. Теперь о чемпионате нужно максимально широко рассказать. О нем должны знать все, потому что он действительно интересный, потому что в нем играют профессионалы своего дела и показывают зрелищную игру. Только ее никто не видит. Это не какое-то детское первенство, где игроки бегают по площадке кучкой туда-сюда. Здесь действительно есть на что посмотреть, поэтому если о чемпионате будут знать во всем городе, это будет привлекать и новых участников.
Дальше нужно убедить команды играть в одном зале. И зал этот должен отвечать определенным требованиям. Залы всех наших участников плохие, я со всей ответственностью это заявляю. Там или нет мест для зрителей, или расположение неудобное, или покрытие плохое, или стойки плохие, или интернета нет. Для качественного проведения соревнований нужно достаточное количество персонала. Например, если все игры проходят в одном зале, судьи могут приехать отработать две-три игры, а не одну, им это выгодно. Персоналу должно быть интересно работать. Залу это тоже будет интересно, потому что мы можем организовать в нем развлекательные зоны, продажу еды и напитков, люди будут регулярно туда ходить. Для команд это не должно выливаться в какие-то гигантские деньги, это должны быть разумные суммы. В моем понимании план развития на ближайшие 4-5 лет выглядит таким образом.
– А есть ли у вас на примете такой зал?
– На текущий момент их два. Это «Метрополис Арена» и новый зал на Крестовском острове, который построил «Зенит». У одного географическое положение является недостатком – на машине на Крестовский добираться удобно, а на метро – нет. Но с точки зрения технической инфраструктуры этот зал идеален. У второго наоборот – географически «Метрополис Арена» находится в центре города, но там есть технические недостатки, они незначительные, играть все равно можно. Ходят слухи, что в городе скоро откроется масса новых залов. Но я их не видел, поэтому говорить о них не могу.
– Вы допускаете, что не всем командам понравится идея играть не в своем зале, а в каком-то другом?
– Да, такая ситуация возможна, но команды должны понимать, на что они меняют свой зал. Можно показать им новые условия и они сразу скажут: «Мы хотим играть здесь». Если участникам нравится, как организован чемпионат, им будет интересно дальнейшее развитие. Что касается финансовой стороны вопроса, например, в Невской баскетбольной лиге взнос меньше, чем в чемпионате города, но все матчи проходят в одном зале и команды получают больше за меньшие деньги. О чем это говорит? О том, что это реально организовать.
– Расскажите, как вы начинали заниматься Невской баскетбольной лигой.
– История Невской баскетбольной лиги началась в 2007 году. Первые мысли о ее создании появились за несколько лет до этого, в то время я как раз учился в университете и мы с товарищами играли в каком-то любительском турнире. Родилась идея сделать что-то свое и постепенно она вылилась в конкретные дела. Первое время я не принимал активного участия в организации чемпионата. Я сделал сайт лиги и вел его. Через несколько лет товарищ, с которым мы начинали, сказал, что больше не хочет заниматься лигой и я предложил взять управление на себя. На тот момент я уже был больше вовлечен в процесс, мне было очень интересно и бросать это дело я не хотел. Я заново собрал команду организаторов и начал работать. В самом первом сезоне в Невской баскетбольной лиге играли 15 команд, постепенно их количество росло, сейчас у нас семь дивизионов – шесть мужских и один женский, всего 78 команд.
– Какой путь прошла лига за это время?
– Когда я взял управление на себя, мы испытывали все те же проблемы – например, расписание на следующую неделю появлялось в конце текущей, что всех очень раздражало. Эту проблему мы решили в первом же сезоне. В организации любительского чемпионата самый сложный период – это когда уже пора стартовать, а кто-то в последний момент прибегает и говорит: «Я хочу играть!». Или кто-то обещал, что будет играть, но еще не до конца решил свои вопросы. Получается, что ты уже должен запустить чемпионат, а у тебя еще есть команды, которые думают. Поэтому когда мы начинаем, мы предупреждаем все команды, что в течение первого месяца могут быть какие-то изменения в расписании. Все относятся к этому с пониманием.
Наладив ключевые организационные вопросы, мы начали работать над привлекательностью чемпионата. На тот момент у нас не было возможности вести трансляции на YouTube или «ВКонтакте», тогда все было сложнее. Я сам разбирался с оборудованием, чтобы решить вопрос с видео. Мы нашли способ привлечь фотографов-волонтеров. Люди приезжали и бесплатно фотографировали матчи. Так на более-менее регулярной основе у нас появлялись фотографии и видеозаписи. Также мы регулярно публиковали на сайте новости лиги. Информационное освещение – это очень важно. Люди всегда должны знать, что сейчас происходит в чемпионате. В первую очередь это должны знать сами участники. Новости, турнирное положение, рекорды. Все это усиливает интерес. Финал сезона обязательно должен пройти интересно. По мере развития мы пришли к тому, что финалы всех дивизионов должны проходить в один день. Люди знают, что все решающие игры состоятся в один день, и там обязательно будет происходить что-то интересное.
– В одном интервью вы рассказывали, что не добились больших успехов, будучи игроком, а было ли у вас желание попробовать себя, например, в качестве тренера?
– Да, в свое время я хотел стать тренером и прикладывал для этого определенные усилия. Нашел команду, которую планировал тренировать. Но после первой тренировки ребята мне сказали: «Спасибо, ты нам больше не нужен». Дальше я решил не продолжать, и на этом моя тренерская карьера завершилась. Когда я уже начал заниматься организацией мероприятий, довелось попробовать себя и в роли арбитра. Выучил правила баскетбола, взял свисток и на протяжении сезона более-менее регулярно судил собственные соревнования, но это скорее была необходимость. Тренером и судьей я не стал, но этот опыт помог мне как организатору, некоторые вопросы стало решать проще.
– Что для Невской баскетбольной лиги сейчас важнее – количественное или качественное развитие?
– Нет такого, что какое-то направление становится основным, а все остальные мы отодвигаем. Все задачи решаются более-менее равномерно. Есть масса вопросов, косвенно влияющих на привлечение участников в лигу. Приходит ко мне человек и говорит: «Я хочу играть». Если у меня есть возможность, я ему помогаю найти команду. Я могу дать контакты тренеров, рассказать, где проходят тренировки. Нужно обязательно работать с людьми в этом направлении. Кто-то звонит посреди сезона, когда мы уже не можем заявить новых игроков, но я всегда записываю их контакты на будущее. Если говорить о качественном развитии, у нас есть программа освещения лиги, которая утверждена и которой мы придерживаемся. Но это не значит, что мы не можем корректировать ее по ходу сезона. Пробуем делать что-то новое или отказываемся от чего-то, что перестает работать.
– Расскажите, как вы работаете со спонсорами?
– У нас есть опыт двух предыдущих сезонов, успешных с точки зрения привлечения спонсоров. Нам удалось найти компанию, которая за рекламу была готова выделить нам деньги. Мы ежегодно готовим презентацию, в которой рассказываем потенциальным спонсорам, что мы готовы для них сделать и что мы за это хотим. Пользуемся дружескими связями. Есть люди, которые просто приходят и помогают. Бывает, обращаемся просто в неизвестные нам компании, с которыми никогда не работали. Не пришел спонсор – ничего страшного. На следующий год мы займемся ровно тем же самым, у нас такая философия.
Я не скажу, что отсутствие спонсоров – это проблема, я смотрю на этот вопрос по-другому. На него нельзя смотреть без отрыва от общей экономической ситуации в стране. Если у всех проблемы с деньгами, на нас это тоже сказывается. Если спонсоры пропадают, это не значит, что баскетбол им не интересен, скорее всего у людей, у которых есть деньги, их стало меньше. В ситуации с коронавирусом мы это хорошо увидели. Спорт всегда будет самым первым видом деятельности, о котором люди забудут, когда начнутся какие-то проблемы, потому что это не ключевой вопрос жизнедеятельности человека. И это абсолютно нормальная ситуация.
– Насколько сильно лига зависит от присутствия или отсутствия спонсоров?
– Я вижу, что любительский баскетбол может жить и развиваться за счет средств самих участников. Некоторым кажется, что если они привлекут спонсора, у них по щелчку пальцев появится дворец спорта и миллион баскетболистов в регионе. Нет, этого не будет. Даже наличие гигантских денег не говорит о том, что что-то получится. Потому что помимо денег, нужны знания, опыт, связи, команда. Если вы не можете провести турнир двора на высочайшем уровне, у вас не будет чемпионата большего масштаба. Жаловаться на отсутствие спонсоров неправильно, надо на это смотреть сугубо конструктивно: есть спонсор – давай сделаем что-то большее. Расходы на организацию чемпионата делятся на две части. Первая – это то, что будет оплачено с помощью взносов команд и что команды гарантировано получат. Вторая – спонсорская. Если мы вдруг привлекли спонсора, мы, например, добавляем элементы шоу на финале. В прошлом году у нас был спонсор, и мы провели финал интереснее, чем могли бы без него.
Спонсор спонсору рознь. Кто-то может предложить десять тысяч, а кто-то миллион. Мы возьмем всех, я предоставлю рекламное место и тому, кто десять тысяч заплатит, и тому, кто миллион. Но сразу предупрежу, какие у нас возможности. Заоблачных высот я спонсорам никогда не обещаю, стараюсь держать их в объективной реальности. Как есть, так и говорю. Компаниям, которые не могут быть денежными спонсорами, мы предлагаем другие варианты сотрудничества. Например, бартер. В этом году мы сотрудничаем с баскетбольной академией «Эволюция» и баскетбольным лагерем «Феникс». Мы предоставляем им площадку, а они бесплатно проводят мастер-классы, на которые собирается по 50 человек. Среди наших партнеров есть и другие баскетбольные организации. Например, ребята из Coach ID, которые занимаются производством тактических планшетов, предоставляют подарки для наших баскетболистов, а мы по мере своих сил их рекламируем. Такими компаниями нужно себя окружать. Больших забот они не добавляют, но создают приятную атмосферу.
– У вас уже есть успешный опыт объединения баскетбольных организаций города в рамках Фестиваля петербургского баскетбола. Расскажите о нем немного.
– Задача фестиваля – показать нашей баскетбольной общественности, что баскетбол – это не только судья, игрок, тренер и организатор, это гораздо более широкая сфера. Есть не только тренер команды, а еще тренер по физической подготовке и тренер по индивидуальной подготовке, которые могут рассказать о своей работе. Судья может провести семинар не только для судей, но и для игроков. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок занимался баскетболом, но не знают, куда именно его отдать – в государственную спортивную школу или частную академию, могут на фестивале увидеть все варианты, пообщаться со специалистами. Все желающие найдут для себя массу развлечений. Здесь можно поиграть в баскетбол 3х3 и 5х5, посмотреть кино или поиграть в приставку. Такое мероприятие – хорошая возможность расширить деловые связи, потому что в одном месте собираются все, кто связан с баскетболом и общаются между собой.